История ограничений и санкций на ввоз автомобилей из Японии в Россию

История ограничений и санкций на ввоз автомобилей из Японии в Россию
Виктор
эксперт по покупке авто
на аукционах Японии

Содержание статьи

После распада СССР в 1990-х годах российский рынок наводнили доступные подержанные автомобили с аукционов Японии. Особенно сильно этот поток ощущался на Дальнем Востоке – например, во Владивостоке, где импорт праворульных машин стал ключевой отраслью экономики региона. Пик импорта пришелся на 2008 год, когда в Россию было ввезено свыше 500 тысяч поддержанных японских автомобилей. Однако начиная с конца 2000-х годов власти России и Японии по разным причинам вводили ограничения и санкции, существенно сократившие этот поток.

90-е авто из Японии

Повышение пошлин в 2008–2009 гг.

В конце 2008 года, на фоне мирового финансового кризиса, правительство РФ приняло решение защитить отечественный автопром. С 12 января 2009 года вступили в силу резко повышенные ввозные таможенные пошлины на иностранные автомобили (как легковые, так и грузовые). Тарифы увеличились до минимум 50% от стоимости автомобиля (а в некоторых случаях до 100%, в зависимости от объёма двигателя). Причиной называлось падение спроса и необходимость поддержать российских автопроизводителей в условиях кризиса.

Радиационный контроль после 2011 года

Весной 2011 года произошла авария на АЭС «Фукусима-1» в Японии, вызвавшая опасения по поводу радиоактивного заражения автомобилей и запчастей. Российские власти оперативно ужесточили радиационный контроль на границе для всех машин из Японии. Выявленные «фонящие» автомобили и автозапчасти подлежали немедленному возврату отправителю. Уже к сентябрю 2011 года на Дальнем Востоке было задержано более 70 автомобилей с повышенным радиационным фоном. Генпрокуратура РФ потребовала ежедневно проверять поступающие из Японии машины и даже кузовные фрагменты (так называемые «распилы» и «конструкторы») на предмет загрязнения.

«Утилизационный сбор» 2012 года

В 2012 году, когда Россия вступила в ВТО, ей пришлось снизить ряд таможенных тарифов. Чтобы защитить автопром, власти ввели с сентября 2012 года утилизационный сбор на все автомобили – как импортируемые, так и произведённые в РФ. Официально сбор обосновали экологической безопасностью (средства предназначались на последующую утилизацию машин). Однако фактически эта мера повышала цену именно импортных автомобилей, поскольку российским производителям компенсировали этот сбор. Японские автокомпании и правительства ряда стран сочли это дискриминацией.

Санкции 2014 года и падение импорта

После присоединения Крыма к РФ в 2014 году Япония присоединилась к санкциям стран G7. Первоначально японские санкции 2014 г. носили ограниченный характер: замораживание активов ряда российских физических лиц, приостановка переговоров по упрощению визового режима и т.п. Прямых запретов на экспорт автомобилей тогда не вводилось. Однако в сентябре 2014 г. Токио объявил дополнительные ограничения, в том числе прекращение поставок в Россию некоторых товаров военного и двойного назначения. Японские автомобили как потребительский товар под эти санкции не подпадали, но Россия лишилась статуса наиболее благоприятствуемой нации.

Санкции 2022 года: запрет экспорта автомобилей и запчастей

Новый масштабный пакет санкций против России был введен Японией в 2022 году, после начала боевых действий на Украине в феврале. Эти меры впервые напрямую затронули экспорт автомобилей и техники в РФ. Апрель 2022 – Япония запретила поставки в Россию предметов роскоши, включая дорогие автомобили. Под ограничения попали новые и подержанные автомобили стоимостью выше ≈50 тыс. евро (6 млн иен) – прежде всего модели премиум-класса. Июнь 2022 – расширение санкций: запрет экспорта в РФ грузовых машин и тяжелой техники. Япония остановила поставки грузовых автомобилей, больших грузовиков, а также некоторых видов спецтранспорта.

Август 2023 

В августе 2023 года Япония наложила запрет на экспорт новых и подержанных автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра, а также на поставки электромобилей и гибридных автомобилей в Россию. Это решение значительно повлияло на российский рынок автомобилей, сделав доступность некоторых японских моделей ограниченной.

Смягчение ограничений: ноябрь 2024 года

Однако в ноябре 2024 года Япония частично ослабила эти ограничения, разрешив экспорт так называемых "мягких гибридов" — автомобилей с бензиновым двигателем, дополненным электрическим стартер-генератором, который помогает при старте и снижает потребление топлива. Это решение дало возможность возобновить поставки определенных моделей японских автомобилей в Россию.

После введения санкций в августе 2023 года поставки автомобилей из Японии сократились на 42,5% в сентябре и на 51,8% в октябре. Это отражает значительное уменьшение присутствия японских автомобилей на российском рынке в течение этого периода.

Смягчение санкций в ноябре 2024 года привело к увеличению присутствия японских автомобилей на российском рынке. Однако несмотря на ослабление ограничений, рынок подержанных японских автомобилей продолжает сталкиваться с вызовами, связанными с изменением цен и доступности моделей.

Таким образом, санкции Японии оказали значительное влияние на российский рынок автомобилей, изменяя структуру импорта и доступность японских автомобилей для российских потребителей. Несмотря на смягчение санкций в конце 2024 года, вызовы остаются, а рынок продолжает адаптироваться к новым условиям.

Связаться с нами